Розовощекие и большеглазые младенцы, ангелы с длинными ресницами и странные 40-сантиметровые существа с эльфийскими ушками сделаны совсем не для игры. Художественные куклы создают исключительно для эстетического удовольствия и «воспитания хорошего вкуса».
Вначале была кукла Художественная кукла — давняя страсть человека. Как утверждают историки, одной из самых больших почитательниц миниатюрных копий человека была Клеопатра, ее коллекция кукол была одной из самых больших в истории. В те времена основным их предназначением было служить наглядным пособием по стилю — фасоны новых платьев царица выбирала, глядя на одежку своих кукол. Даже в XVII в., когда уже начинали появляться средства массовой информации, куклы продолжали играть роль модных журналов — ими обменивались. Кукол пересылали из столиц в провинции — так столичные барышни демонстрировали непросвещенным жительницам глубинки, что и как нужно носить. Хотя тогда, безусловно, важнее было платье, нежели сама кукла. В 1672 г. в Англии была выпущена первая партия кукол из папье-маше, тираж которой составил 12 экземпляров. Но считается, что автором первой художественной куклы был Эдгар Дега. Кукла «Маленькая танцовщица» была сделана в 1881 г. из воска, а позже Дега показал ее на выставке импрессионистов в Париже. Так куклы становились предметом искусства. Их продолжали делать, несмотря на войны и революции.
Кукольный бизнес Постепенно производство кукол стало налаженным бизнесом и превратилось в целую индустрию с именитыми и «раскрученными» авторами, модными галереями, музеями и выставками, ценителями и коллекционерами. Со временем в мире появилось большое количество школ, в которых обучают кукольному делу.
Выпущенные в единственном экземпляре куклы (one-of-a-kind) — это произведения искусства, созданные мастерами высочайшего класса. Таких кукол делают обычно из специальных пластиков — цернита, ладола, эфапласта, позволяющих очень тщательно и аккуратно передавать мельчайшие детали и особенности человеческой кожи. Куклы класса one-of-a-kind значительно вырастают в цене (от $500 до $15 тыс.), если в их создании использовались антикварные ткани. Самой дорогой в мире cчитается кукла мастера Франца Шмидта, сделанная в 1912 г. в Германии, по оценкам экспертов ее стоимость — не менее $35 тыс. Кукол, выпущенных ограниченным тиражом (limited edition), изготавливают из фарфора. Автор сам принимает решение о количестве кукол в партии и указывает эту информацию в ежегодном каталоге (как правило, в таких тиражах — от 3 до 20 штук, редко 50). После отливки заявленного количества экземпляров форма, в которой отливались куклы, в присутствии свидетелей торжественно разбивается. Цены — от $1 тыс. до $15 тыс.
Кукольник вправе продать эскиз куклы фирме-производителю, которая выпустит ограниченную партию авторских кукол из фарфора, винила или биггидура. Это наибольшие тиражи художественных кукол — от 250 до 5 тыс. экземпляров и стоят такие куклы недорого (от $100 до $1,5 тыс., редко — до $2,5 тыс.). При этом, несмотря на серийное производство, и такие куклы пользуются большим спросом среди коллекционеров.
Профессиональное хобби В Украине кукольное дело только начинает развиваться, поэтому даже кукол ограниченного тиража у нас пока нет. Все куклы украинских мастеров — куклы класса one-of-a-kind. Цены зависят от того, насколько имя мастера «на слуху» — от $100 до $1,5 тыс. за экземпляр. Работа над одной куклой занимает минимум три недели, но может длиться месяцами. Поэтому кукольники показывают свои работы не так часто — в среднем раз в год на персональной выставке. Это, пожалуй, единственное время, когда куклы «выходят в свет». Поэтому сказать, что украинским кукольникам удается зарабатывать деньги на своих работах, можно с натяжкой. Для большинства, если не для всех, украинских мастеров, создание кукол — хобби. Киевлянка Марина Руденко считает, что мастерами становятся люди, которые делают кукол сначала для себя. «Если это получается талантливо и со вкусом, покупатели находятся сами собой», — говорит Марина. Она делает кукол всего два года и учится, как и многие, «в процессе», перенимая опыт в основном из специализированных изданий, которых достаточно много выпускается в США и Европе. Продавать свои работы Марина не стремится, но, несмотря на это, три ее тряпичные куклы «уехали» в Италию, правда, по не слишком высокой цене — $150 за каждую.
Директор галереи «Триптих» Татьяна Савченко также говорит, что куклами начинают заниматься художники, которым просто интересно попробовать себя в чем-то новом. При этом они продолжают зарабатывать своим «основным» занятием — будь то живопись или скульптура, а в свободное время, при наличии вдохновения, делают кукол, опять же, исключительно для себя. Когда их количество переваливает, скажем, за десяток, художники начинают договориваться с какой-нибудь галереей о проведении выставки. Если это не противоречит концепции галереи, выставка проходит, работы продаются, и художник становится более или менее известен.
Хочу куклу! Однако увидеть украинских кукол и, возможно, купить их в подарок или себе любимому (любимой) на родине достаточно непросто. Причина — отсутствие налаженной структуры сбыта. Специализированных «кукольных» галерей у нас нет. Единственная кукольная галерея «Ляльковий дiм» уехала со столичного Андреевского спуска в неизвестном направлении, и ее концов нам разыскать не удалось. Положение спасают отдельные художественные галереи, проводящие время от времени специализированные выставки. Например, работы известной киевской кукольницы Екатерины Петрик не так давно были выставлены в столичной галерее «Срiбнi дзвони». Симпатизируют кукольникам также галереи «Дiм Миколи», «Ирэна».
Поэтому покупателю, который хочет приобрести украинскую куклу, нужно отслеживать выставки или рыскать в интернете. Если же в ближайшее время ничего не намечается, придется самостоятельно разыскивать художника и либо заказывать куклу, либо покупать уже имеющиеся. Между прочим, ценителей это не останавливает, поскольку именно благодаря всем этим сложностям украинские куклы — эксклюзив вдвойне. Интерес к работам украинских кукольников появляется постепенно, многие начинают замечать и ценить этот вид искусства. Что в свою очередь влияет на профессионализм художников — он растет одновременно со степенью заинтересованности покупателей. Особенно подстегивает отечественных любителей художественной куклы тот факт, что некоторые наши мастера пользуются успехом за рубежом (например, работы Екатерины Петрик стали частью коллекций ценителей во Франции, Италии, США). Постепенно куклы становятся модной деталью интерьера, как хорошая живопись или скульптура.
Кукольный дом Лучшее место для куклы в доме — за стеклом. Особенно красиво выглядит коллекция из нескольких кукол за стеклянной витриной со специальной подсветкой. А иногда особенно дорогих кукол ставят на отдельные «подиумы», например в виде колонн, и тоже под стекло. Но главное — не это. По словам Екатерины Петрик, художественная кукла создается под воздействием положительных эмоций и впечатлений, поэтому она несет позитивный заряд и является своеобразным пожеланием счастья. Люди, которые их покупают, стремятся заполнить дом живой энергией и красотой. Вне зависимости от того, живете вы в квартире или в собственном доме, висят у вас на стенах современные картины или антикварная живопись, минималистичен интерьер или все обставлено по последнему писку моды, жилище оживет, если в нем появится кукла. Она автоматически становится неким центром дома, где бы вы ее не поставили или посадили.
У меня, например, в детстве было много кукол. Кареглазых немецких пупсов сменяли немецкие же кудрявые девочки в клетчатых платьях, а их семейство Барби — в полном составе. Куклы-игрушки, призванные быть ходячим (лежачим?) учебником анатомии, достойно выполнили свою функцию и отправились на покой — ждать следующего поколения учеников. Тем временем, то ли от воспоминаний детства, то ли от возникающей время от времени потребности оказаться подальше от объективной реальности, у взрослого человека появляется желание вернуться к куклам. Теперь уже не для того, чтобы с ними или «в них» играть.
Куклы для взрослых, игрушки не для игр, произведение синтетического искусства — это способ сменить декорации, попасть в другое измерение и получить непохожие на наши повседневные эмоции. Многие из нас до сих пор любят заходить в детские отделы супермаркетов, а кто-то предпочитает спать в обнимку с плюшевым медведем. А некоторые, доверившись внутреннему голосу, заходят в арт-галереи и музеи и находят их — настоящих художественных кукол, сделанных из фарфора или пластика. Тех, играть с которыми нельзя, да уже и не нужно, но которые дарят мир — такой же, какой в свое время дарили резиновые пупсы с большими глазами.
Кроме всего прочего, любовь к куклам — стремительно прогрессирующая болезнь. Влюбившись в одну, вы обязательно купите ее, а следом за ней еще одну, и еще. Но при этом важно помнить: приобретение куклы — это не просто трата денег, а хорошее капиталовложение. Авторские куклы быстро растут в цене. Правда, продавать ее вам вряд ли захочется.
Вам мальчика или эльфа? Немецкие художественные куклы являются одними из самых желанных для коллекционеров и любителей. Наряду с американскими и французскими немецкие авторы, например, Сильвия Везер и Аннет Химшетедт, считаются лучшими среди тех, кто выпускает кукол ограниченными тиражами (limited edition). Немка Гудрун Котаска — одна из лучших кукольниц, создающая репликантов, то есть точные копии старинных кукол, которые в наше время стали антикварными. Это не подделка, и в сертификате каждой такой куклы обязательно указывается не только стандартная для маркировки информация, но и данные об антикварном оригинале. Кукла-репликант в Европе и США стоит от $1,5 тыс. до $5 тыс.
В зависимости от того, в каком направлении работает мастер, его куклы будут либо максимально похожи на людей, либо сходство ограничится только наличием головы, рук и ног. В первом случае речь идет о художниках, работающих в направлениях «real baby» (настоящий младенец) или делающих фигурки маленьких девочек, но постарше. Детки действительно выглядят, как настоящие, разве что разговаривать не умеют. Младенцы голландского мастера Нэл Грутедде и маленькие девочки французского мастера Джоэль Лемассон (псевдоним Элоиз) — мечта многих коллекционеров. А ажиотаж вокруг кукол Хильдегард Гюнцель не утихает уже несколько лет. Дело в том, что художница в своих работах использует уникальный фарфор, который заставляет лица ее девочек будто сиять изнутри. Не менее популярны куклы, которые напоминают сошедших со страниц детской книги сказок персонажей. Например, тролли, эльфы, гномы, домовые, карлики и драконы немецкой кукольницы Силке Янас-Шлоссер. Или человекомыши голландской художницы Ивонны Флипс. А немецкая кукольница Сусанна Пфистер делает кукол — пожилых людей. Они по-своему красивы и обаятельны, со своими двойными подбородками и морщинистыми руками. Еще одно направление в кукольном деле — портретные куклы. Кукольники делают их на заказ, причем такую куклу можно создать без ведома человека, по фотографии, и сделать ему сюрприз. В Украине портретных кукол пока не делают.
Как провести опознание Все коллекционные куклы на спине или затылочной части головы имеют маркировку, на которой можно прочитать имя автора, лимитацию (общий тираж) и порядковый номер экземпляра. Кроме этого, коллекционная кукла должна иметь сертификат, в котором содержатся информация об авторе, лимитации, материалах, из которых была сделана кукла, номер экземпляра и личная подпись мастера.
|